Урегулирование задолженностей

Государственное урегулирование задолженности по налогам и сборам осуществляется для возврата долгов, образовавшихся в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязательств. Согласно подп. 1 п. 1 стат. 23 НК уплачивать налоги должны физические и юридические лица. Право взыскания сумм недоимки, штрафов и пеней по платежам в бюджет и внебюджетные фонды возлагается на налоговые органы (подп. 9 п. 1 стат. 31). Какие методы используются для повышения собираемости налогов – об этом далее.

Как выполняется урегулирование задолженности по налогам и сборам в РФ

Налоговая задолженность – это неуплаченные в срок суммы налогов, установленных законодательными нормами РФ. Сроки для перечисления утверждаются на федеральном, региональном или местном уровне в зависимости от вида платежа. При образовании недоимки контрольные органы в лице ИФНС, ФСС и ПФР начисляет пени и штрафные санкции. При этом совокупный размер долгов состоит из урегулированных обязательств, то есть погашенных в срок, и неурегулированных. Последние характеризуются невозможностью взыскания по причине пропуска срока исковой давности (3 года).

Контрольные способы урегулирования задолженности по налогам:

  • Добровольное погашение налогоплательщиком недоимки и пеней на основании выставленного налоговыми органами требования (стат. 69 НК).
  • Принудительное взыскание долгов по налогам за счет денежных средств на расчетных счетах предприятия на основании решения налоговых органов (стат. 46).
  • Если средств на счетах недостаточно, производится взыскание долгов за счет активов должника (стат. 46, 47).
  • Списание части долгов при их реструктуризации – процедура может проводиться в отношении юрлиц по долгам в части федеральных налоговых платежей, а также начисленным штрафам и пеням. Порядок действий регламентируется постановлением № 1002 от 03.09.99 г.
  • Отсрочка или изменение по установленным срокам погашения налогов – может применяться в отношении общей величины неуплаченных налогов или только части (п. 2 стат. 61 НК). Механизм представления рассрочки (отсрочки) описан в стат. 64 НК, инвестиционного кредита – в стат. 67.
  • Применение процедуры банкротства предприятия-должника при соответствии основаниям по стат. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.
  • Ограничение на выезд физлица-должника за пределы РФ – выносится судебными приставами в соответствии с нормами стат. 67 Закона № 229-ФЗ от 02.10.07 г.

Внесудебное урегулирование задолженности

Внесудебное урегулирование задолженности, сокращенно ВУЗ – это комплексные мероприятия, направленные на организацию погашения должником задолженности перед кредитором в оптимально-короткий срок.

В идеальном варианте внесудебное урегулирование задолженности является процессом, в котором заинтересованы обе стороны процесса. В таких случаях возможны решения по реструктуризации задолженности, подписание соглашений о погашении задолженности по согласованному графику. То есть, чаще всего внесудебное урегулирование задолженности – это компромиссное решение, которое устраивает в первую очередь кредитора, но и должника.

Основной метод внесудебного урегулирования задолженности – это убеждение должника в том, что скорейшее погашение задолженности является для него оптимальным решением в сложившейся ситуации.

В процессе переговоров должнику разъясняются все негативные последствия задержки с оплатой или отказ от оплаты. Это и судебные издержки, и репутационные риски, и наложение арестов на имущество не только юридического лица, но имущества руководителей и учредителей компании.

Успех внесудебного урегулирования задолженности во многом зависит от профессионализма и опыта участников переговорного процесса со стороны кредитора. В компаниях малого или среднего бизнеса, да и в крупных фирмах специалистов такого уровня немного.

Именно поэтому лучший вариант – поручить подготовку и проведение мероприятий по внесудебному урегулированию задолженности коллекторскому агентству АКМ. В нашим активе сотни успешных возвратов долгов как во внесудебном порядке, так и по решению суда.

Задать вопрос